Ребенок не рождается со способностью говорить. Он развивает этот навык параллельно с физическими и умственными качествами. Закономерность речевого развития общая для всех детей.
Существует несколько этапов формирования речи у детей-дошкольников:
1. Подготовительный этап. Он длится с момента рождения до одного года. С самого рождения у ребенка присутствуют голосовые реакции, такие как крик и плач. Они помогают малышу развивать отделы речевого аппарата. Через две недели, ребенок уже реагирует на голос мамы. В 2-3 месяца дети начинают лепетать. К лепету относятся такие звуки как агу, тя-тя и т.д. Около 6 месяцев малыш, подражая родителям, пытается произносить некоторые слоги (ма-ма, па-па, ба-ба). В дальнейшем ребенок постепенно перенимает все элементы речи, которую он слышит: интонация, ритм, темп, мелодику. После полугода малыш воспринимает некоторые звукосочетания и пытается связать их с действиями или предметами. Все это помогает ребенку в запоминании слов и реакции на них. К 11-12 месяцам малыш пытается говорить первые слова. В это время очень важно влияние окружающих и условия, в которых формируется умение говорить.
2. Преддошкольный этап, который длится от оного года до трех лет. В это время ребенок особое внимание обращает на артикуляцию окружающих. Он повторяет все больше слов, переставляя слоги местами, путая и искажая звуки. Первые слова малыша носят обобщенный характер. Например, слова мама может означать, хочу к маме, мама дома, мама пошла в магазин и т.д. Понять ребенка можно только по ситуации, которая складывается в момент разговора. Поэтому такую речь называют ситуационной. Чаще всего ребенок сопровождает эту речь жестами.
На протяжении второго и третьего года жизни ребенка словарный запас значительно увеличивается. В 2 года у малыша формируется грамматическое построение речи. Он уже может называть слова в единственном и множественном числе и согласовывать некоторые падежи.
3. Дошкольный этап. Формируется у детей с трех до семи лет. На этом этапе у некоторых детей еще можно заметить неправильное произношение некоторых звуков. Словарный запас продолжает стремительно увеличиваться. У детей 4-6 лет запас слов составляет 3000-4000. в этом возрасте они уже пользуются простыми и сложными предложениями. У них возникает чувство языка и развивается способность к словотворчеству.
Специфика развития речи у дошкольников
Речь – главный инструмент общения между людьми. Умение говорить у ребенка формируется под влиянием взрослых. Оно очень зависит от речевого окружения и воспитание малыша с первого дня жизни.
Социальный обмен: