Многие люди стремятся воплотить эту идею на практике, применительно к собственным детям: создать у них как можно более сильную мотивацию в учебе и прочих сферах деятельности, как положительную, так и отрицательную ("кнут и пряник"). Но не все так просто.
Существует феномен, известный в психологии под названием закон Йеркса-Додсона. Он по своему уникален тем, что является на сегодняшний день одним из редчайших случаев, когда психологическое явление может быть описано совершенно четкой математической формулой. Суть его заключается в том, что любая деятельность наиболее продуктивна в условиях оптимальной мотивации. То есть увеличение мотивации сказывается благоприятно лишь до какого-то момента, затем же напряжение достигает такой силы, что перестает помогать и начинает мешать. Эту закономерность, в сущности, тоже не сложно заметить в быту, но, тем не менее, не все ее осознают. Временами случается встречать детей, которых родители постоянно попрекают тем, что они безответственно и недостаточно усердно относятся к учебе или к чему-то еще. Хотя в действительности, ситуация прямо противоположная: у ребенка все валится из рук именно потому, что он чрезмерно ответственно относится к учебе. Благодаря родителям, которые постоянно чего-то требуют, он нервозен и подавлен, все время испытывает чувство вины и находится в состоянии стресса.
Существует также и вторая часть закона, которая гласит, что чем сложнее деятельность, тем ниже оптимальная мотивация для нее. То есть при решении математической задачи, чрезмерная зацикленность на желаемом результате мешает гораздо сильнее, чем при попытке установить рекорд скорости на стометровой дистанции. Для решения сложных задач, требующих концентрации внимания, нужна, что называется, холодная голова.
К этому можно добавить и еще кое-что. Мотивация процесса всегда неизмеримо эффективней, чем мотивация результата. Иными словами, сотворить гениального скрипача может захватывающий, увлекательный процесс обучения, но никогда - папа с ремнем или система денежных поощрений.